|
СЕРГЕЕВ Константин
Михайлович
[20.2(5.3). 1910, Петербург - 1.4.1992, там же], артист,
балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1957).
Герой Соц. Труда (1991).
Занимался на вечерних курсах при ЛХУ
(педагоги
Е. П. Снеткова, М. А. Кожухова, В. А. Семёнов), затем в
самом уч-ще.
В 1930 окончил ЛХУ (педагог В. И. Пономарёв).
Выступал в труппе И. Ф. Кшесинского,
гастролировавшей по стране
(1928—29). Партии:
Зигфрид, Альберт; Юноша («Шопениана»), Гренгуар
(«Эсмераль-
да»), Невольник («Корсар»), Половчанин
(«Половецкие пляски»).
В 1930—61 ведущий классич.танцовщик Т-ра
им. Кирова,
исполнитель осн. классич. репертуара.
Благородство внешнего
облика, внимание к актёрской выразительности,
культивирова-
ние строгой академич. формы танца позволили С.
стать лучшим
исполнителем ролей лирико-романтич. плана. В
поисках
нового лирич. героя Сергеев., вслед за Б. В.
Шавровым, наполнил
роли традиц. балетных персонажей психологич.
глубиной, правдой чувств.
|
Ромео
|
Интерес
к сословному положению
персонажа — в традициях балета 30—40-х гг. — не
мешал всесторонней разработке роли, виртуозной
технике актёрского
перевоплощения, филигранной игре.
Актёрские трактовки Сергеева. классич.
партий (Зигфрид, Дезире,
Альберт, Жан де Бриен) оказали влияние на
исполнителей последующих поколений.
Выявлению лирич. дарования Сергеева
способствовало творческое
общение с Г. С. Улановой — партнёршей, в 30-х — нач.
40-х гг., с
которой они составляли дуэт, вошедший в историю
рус. балета.
Гармоничный союз близких по духу актёров дал
высокохудожеств. результат в работе над
совр.спектаклями,среди
к-рых лучшим был балет «Ромео и Джульетта»
(1940, балетм. Л. М.Лавровский; Сергеев — Ромео,
первый исполнитель).
|
Дон Кихот с Н.Дудинской
|
Мягким лиризмом,
одухотворённостью отличались его Вацлав
(«Бахчисарайский фонтан»,1934, балетм. Р. В. Захаров,
первый исполнитель).
Принц («Золушка», 1946, балетм. С., первый
исполнитель).
Добрый молодец («Весенняя сказка», 1947,балетм. Ф. В.
Лопухов, первый исполнитель),
Евгений («Медный всадник», 1949, балетм.
Захаров,первый исполнитель),
Андрий («Тарас Бульба», 1955, нов. ред.,балетм. Б. А.
Фенстер,
первый исполнитель).
В послевоенный период творч.жизнь С. была связана
с Н. М.
Дудинской. Их дуэт, соединивший актёров
несхожих дарований,
способствовал расширению творч.возможностей
каждого из участ-
ников, обогащал палитру их выразительных
средств. Первый исполнитель партий:
Актёр («Пламя Парижа», (1932),
Коломан («Раймонда», 1938),
Пётр («Милица», 1947, все балетм. В. И.
Вайнонен),
|
Альберт
|
Люсьен
(«Утраченные иллюзии», 1936, балетм. Захаров),
Армен («Гаянэ», 1942, балетм. Н. А.
Анисимова),
Али-Батыр («Шурале», 1950, балетм. Л. В.
Якобсон),
Андрей («Родные поля», 1953, балетм.
Андреев и Н. М. Стуколкина).
Ленни («Тропою грома», 1958, балетм.
Сергеев.),
Арбенин («Маскарад», 1960, балетм.
Фенстер).
Др.партии: Граф ("JIeбeдиное
озеро"Балетм.:А.Я.Ваганова.),
Голубая птица, Молодой кули и Феникс "Красный
мак";Базиль,
Колен; Филипп и Жером («Пламя Парижа»), раб
Клеопатры
(«Египетские ночи»). Гений вод («Конёк-Горбунок»),
в миниатюре
«Венский вальс» («Хореографические миниатюры»).
Высокая театр, культура, владение
режиссурой танц. спектакля,
эрудиция в области классич. танца позволили
Сергееву стать
балетмейстером. Его постановочная
деятельность оказалась
многогранной, а созданные им спектакли
воспроизводились на
мн. сценах в нашей стране и за рубежом. С 1946
балетм., в 1951—55 и в 1960—70 гл. балетм. Т-ра им.
Кирова.
|
Зигфрид
|
Стремясь насытить
свои спектакли виртуозным танцем, Сергеев вместе
с тем проявлял постоянную заботу о логической
оправданности и внешней мотивированности
действия, о союзе театрального и
хореографического начал.
В балетах Сергеева нашли
воплощение злободневные, публицистические темы:
- «Тропою грома» (1958),
-«Далёкая планета» Б. С. Майзеля (1963).
В поисках психологич.содержательности
хореогр. образов
обращался к шекспировской драматургии, поставив
балет
«Гамлет» Н. П. Червинского (1970). Наибольшей удачей
оказалась
постановка «Золушки» (1946, Т-р им. Кирова, Гос. пр.
СССР,
1947; новая ред., 1964; экранизирована на ТВ в 1985), в
к-рой
режиссёрская осмысленность и поэтич. видение
дополняли друг
друга, а оригинальные танц.характеристики
воплощали образность
музыкальную.
Работа в области классич.наследия, одним из
крупнейших знатоков
которого являлся Сергеев, занимает особое место
в его творчестве.
|
Евгений. Медный всадник |
Опираясь на
опыт Лопухова в создании новых редакций классич.
балетов, соответствующих требованиям
современности, Сергеев сокращал пантомимные
сцены, наделял мимические партии танц.
характеристиками,
учитывал достижения в области дуэтного и
сольного танцев,
стремился к целостности режиссёрской концепции.
Смотреть:
К.М.Сергеев о
проблемах редактуры классических балетов
Редакции Сергеева балетов:
-«Раймонда» (1948; Гос.пр. СССР, 1949),
-«Лебединое озеро» (1950; экранизирован в
кино в 1968),
-«Спящая красавица» (1952; экранизирован
в кино в 1964; новая ред. 1989)
оказались наиболее жизнеспособными, эталонными
на данном этапе.
В 1973 осуществил в Т-ре им. Кирова новую ред. балета
- «Корсар», в 1976
- пост. там же балет «Левша» Б. А.
Александрова,
|
Принц. Золушка |
- в
1980 - в Т-ре им. Станиславского и
Немировича-Данченко
«Легенду о Жанне д'Арк» Н. И. Пейко,
-в 1992 — в Большом т-ре «Корсар».
С 1931 преподавал классич. танец, в 1938—40 и с 1973 худ.
рук. ЛХУ,
с 1991, после преобразования ЛХУ, през.
Санкт-Петерб. академии русского
балета им. А. Я. Вагановой, вёл курс «Классическое
наследие» (с Дудинской).
В ЛХУ преподавал актёрское мастерство.
Пост. для ЛХУ балеты:
-«Времена года» (1974),
-«Аппассионата» (1978),
-«Карнавал» (1988),
-«Фея кукол» (1989).
В 1985—88 преподавал на Междунар. летнем
семинаре в Сплите
(Югославия).
|
Репетиция б-та
Гамлет |
Пост. за
рубежом балеты:
«Жизель» (1967, Варшава; 1991, Осака),
«Лебединое озеро» (1987, Варшава; 1973,
Прага; 1988,
Бостон; 1991, Токио),
«Золушка» (1978, Прага; 1990, Осака).
Снимался в кинофильмах-концертах:
«Концерт мастеров искусств»
(1952) и «Мастера русского балета» (1953).
Для ТВ создал цикл передач «Искусство русского
балета»,
восстановил для ТВ «Карнавал» (1986) и «Египетские
ночи» (1988).
Автор сцен.телефильмов-концертов:
«Диалог со сценой» (1988)
и «Рождение танца» (1991).
Творчеству Сергеева посв. телефильм
«Константин Сергеев.
Страницы хореографии» (1976).
В 1993 учреждён Фонд им. Сергеева.
Гос. пр. СССР (1946, 1951),
почётная премия Парижской академии
танца (1965).
|
|
Сочинения.:
[Воспоминания], в кн.: Л. М. Лавровский, М., 1983;
Вечно живая традиция, «СБ», 1983, № 4;
Мой путь, «Т», 1983, № 6.
Лит.: Богданов-Березовский В., Засл. арт. РСФСР К. М.
Сергеев,Л., 1951;
Михайлов М., Жизнь в балете, Л.—М., 1966;
Прохорова В., Озарение, «ТЖ», 1967, № 11;
ее же, К. Сергеев, Л.,"1974;
Степанова И., Поэт танца, «СМ». 1970, № 5;
К. Сергеев, [сост. М. И. Березкина], М.,1978;
Чернова Н., От Гельцер до Улановой, М., 1979;
Луцкая Е., К. Сергеев, «МЖ», 1981, №12;
У р ал ьская В..К.Сергеев, «СБ», 1983, №3;
Лопухов Ф., К. Сергеев, там же, 1986, №6;
Черкасский Д., Записки балетомана, М., 1994.
Автор Л. А. Соколов-Каминский из Энциклопедии
"Русский балет"
Изд-во Согласие, Москва 1997 г.
К.М.Сергеев о
проблемах редактуры классических балетов
|