В справочнике
"Ленинградский балет" о нашем кумире
сказано:
"Наталия Дудинская -
классическая балерина, крупнейшая
танцовщица героического плана,
одна из основоположниц
российского виртуозного танца, достигшая,
казалось бы,
недосягаемых вершин... Народная
артистка СССР,
четырежды лауреат
Государственной премии..."
За десятилетие,
прошедшее после выхода в
свет справочника, наша героиня
еще не единожды
удостаивалась различных
почетных званий. Почетный
гражданин Петербурга и...
"Женщина (такого-то) года". Год
опускаю умышленно. Ибо
временные рамки правильнее
было бы расширить и год заменить
веком. Кстати,
Наталия Дудинская не
кокетничает и не скрывает своего
возраста -она 1912 года
рождения.
- Наталия Михайловна, насколько мне
известно, вашим первым педагогом в балете была
мама.
- Моя мама танцевала в концертах и
спектаклях под псевдонимом Тальери. Она была
одаренной танцовщицей, но двери Мариинского и
Михайловского театров были для нее закрыты,
поскольку туда принимали только выпускников
одного-единственного Петербургского
театрального училища (позже - хореографического,
ныне Академии русского балета имени Вагановой),
куда ее в свое время родители не отдали.
Мама училась у тех же педагогов,
приобрела ту же школу, но дела это не меняло. Мама
выступала в концертах, много гастролировала по
России. По семейным обстоятельствам мама из
Петербурга перебралась в Харьков. Когда у нее
родилась я, она перестала танцевать и занялась
педагогической деятельностью - открыла большую
танцевальную студию. Там я занималась целыми
днями и чувствовала себя как дома. А мама все
боялась, что я, маленькая, перетружусь.
Но выгнать меня было невозможно.
Могла уйти сама, и взрослые знали, где искать. В
цирке! Там меня тоже очень любили и учили делать
кульбиты на трапеции. Не под куполом, конечно, но
на высоте, упав с которой запросто можно было
расшибиться.
Мама решила не допустить ошибки
своих родителей и, когда мне исполнилось семь
лет, повезла меня из Харькова в Петроград, в
хореографическое училище. К началу учебного года
мы опоздали, но меня согласились принять, если я
выдержу экзамен. Я была хорошо подготовлена, и
мама не переживала. "Когда экзамен?" -
спокойно спросила она. "Через полчаса". -
"Как?! Но у нас же нет ни платьица, ни трико..."
- "Ничего страшного, попросим, и девочки все
дадут".
Платье оказалось велико, туфельки
свалились с ног, трико же вообще не нашлось.
Страшно представить, как я выглядела. Чучело
чучелом! Но в Харьков возвращаться нам было не к
чему: квартира и мебель - все продано! И я не могла
не выдержать экзамена! И меня приняли - сразу в
пятый класс по танцам! По возрасту же я подходила
и была принята во второй, а по
общеобразовательным предметам не знала и
первого. Кроме французского, в котором себя
чувствовала даже увереннее, чем в русском.
В "моих университетах" надо
разбираться отдельно, иначе можно просто
запутаться. Надо только сказать, что моя (и
мамина!) цель была попасть к Агриппине Яковлевне
Вагановой. Это и произошло в седьмом классе. С
нее-то и началась моя сознательная жизнь в
балете, именно она ввела меня в большое
искусство. Ваганова - гениальный педагог! Она
могла выучить совершенно не способных учениц.
- Наталия Михайловна, однажды на публике вы
признались: "Я хотела танцевать лучше всех,
чтобы все лучшие кавалеры хотели танцевать со
мной..."
- К моей радости, так и получилось.
Моими партнерами в самом деле стали лучшие
танцовщики - и Асаф Мессерер, и Саша Руденко, и
Вахтанг Чабукиани, и, конечно же, Константин
Михайлович Сергеев. Мой муж, мой друг, дорогой мой
человек.
- До войны сложилось два дуэта. Уланова -
Сергеев и Дудинская - Чабукиани. Получается - вы
увели у Галины Улановой партнера?
- Боже сохрани! Дуэты распались по
другим причинам: Уланова уехала в Москву к мужу,
Чабукиани - в Грузию, на родину. А с Костей
Сергеевым мы первый раз танцевали, когда мне было
четырнадцать, ему - шестнадцать лет. Мама, у
которой учились только девочки, для студийных
концертов приглашала мальчиков "со
стороны". Сергеев занимался тогда на вечерних
балетных курсах при училище. 22 июня 1931 года на
сцене Театра оперы и балета состоялся выпускной
спектакль, моим партнером опять же был
Константин Сергеев, к тому времени уже артист
театра.
- Вам еще до войны предлагали переехать в
Москву. Вы отказались. Почему?
- Прежде всего потому, что мне не
хотелось уезжать от Вагановой, она - альфа и омега
моего бытия в балете.
- Вы говорили, что балерине нужен
постоянный тренинг. Но в войну не было такой
возможности.
- Не скажите. Мариинский театр
эвакуировали в Пермь. В Перми я много танцевала -
по одиннадцать спектаклей в месяц! Что и в
мирное-то время делать непросто.
- Мало кто знает о вашем с Константином
Сергеевым выступлении в блокадном Ленинграде.
- Нас неоднократно приглашали из
Перми в Москву, танцевать в Большом театре.
Спектакли и балеты Большого шли на другой сцене,
на Пушкинской улице, там, где теперь, по-моему,
Театр оперетты. И вот во время такого пребывания
в Москве нам и предложили поездку в Ленинград.
Летели в сопровождении двух истребителей. Дали
два концерта в Филармонии. Успех был невероятный!
Во время обоих концертов и во время репетиции
район Филармонии подвергся серьезным обстрелам.
Из переполненного зала не ушел ни один человек!
Когда мы с Константином Михайловичем появились в
адажио из балета "Щелкунчик", весь зал встал!
Я танцевала и плакала.
- В Мариинском театре, или, как он тогда
назывался, в Театре имени Кирова, вы
проработали...
- Тридцать лет, даже чуть больше.
Для балерины это много. А какие роли были!
Лауренсия, Снегурочка, Гаянэ, Одиллия, Одетта,
Аврора, Раймонда, Эсмеральда, Никия. Сари в
хореографическом спектакле "Тропою грома",
поставленном Константином Сергеевым. По книге
южноафриканского писателя Питера Абрахамса.
Белая девушка Сари влюбляется в черного юношу
Ленни. Константин Михайлович в роли Ленни был
великолепен! Константин Сергеев - величайший
танцовщик-артист! Все роли, сыгранные им, всегда
были выпуклыми, вдохновенными, глубокими!
- Сергей Васильевич Викулов назвал
Сергеева величайшим романтиком двадцатого
столетия!
- Романтик? Я бы не назвала его
романтиком. Он - лирик, это более точно. Но и
романтические роли у него - потрясающие! Какой
Евгений в "Медном всаднике"!
- Вы вместе прожили сорок шесть лет и, по
вашим словам, ни разу не поссорились!
- Когда человека любишь,
стараешься все делать так, чтобы ему было хорошо,
ну а когда чувства и старания взаимны... Это и есть
счастье.
- Профессия балерины связана с постоянными
разъездами. Вы легки на подъем?
- Да, и я, и Константин Михайлович.
Куда нас только не забрасывала судьба! Побывали
на всех континентах - кроме Австралии.
- Танец для вас - превыше всего. Но ведь, как
говорится, не балетом же единым...
- Вы о досуге? Мы с Константином
Михайловичем любили путешествовать. Бывая в
разных городах, странах, старались увидеть как
можно больше. Посещение достопримечательностей
входило в нашу "обязательную программу".
Будучи в Италии, например, разве мы могли не
посетить Ватикан?!
Мы с Константином Михайловичем не
пропускали театральных премьер - ни у
Товстоногова, ни в Александринке. Дружили со
многими актерами.
Еще я плавать люблю, плаваю - и
ныряю! - до сих пор. Однажды в Гаграх на закате я
заплыла далеко в море. Солнце почти зашло, и пора
было возвращаться. И вдруг между берегом и мной -
дельфин. Я понимала, что вреда он не причинит, но
испугалась не на шутку, оказавшись один на один с
такой громадиной!
- У вас находилось время заниматься
домашним хозяйством?
- Я готовить, если честно, и не
умею, и не люблю. Правда, когда однажды мы с мужем
вдвоем жили на даче и нам никто по хозяйству не
помогал, я чем-то его кормила, и он уверял, что
очень вкусно. Но я сто раз звонила в Ленинград,
консультировалась, что и в каких пропорциях
закладывать, сколько времени варить.
- Наталия Михайловна, когда речь заходит о
ваших ученицах, говорят, что они у вас самобытные,
что вы их выращиваете "как жемчужины из
песчинок".
- Я стараюсь. Но иногда девочки
попадаются такие одаренные, что почти ничего и не
нужно делать. А иногда приходится повозиться.
- Одна из ваших лучших учениц Маргарита
Куллик жаловалась...
- Рита, которую я очень люблю,
жаловалась?!
- Да. Она рассказывала следующее. Прихожу на
репетицию, говорю: "Я не могу сегодня танцевать
- у меня болит нога". А Наталия Михайловна
удивляется: "Рита, при чем здесь нога?!"
- Она врать не станет, такое вполне
могло быть. Я и на свои боли всегда старалась
поменьше обращать внимание.
- Кого из своих учениц вы хотели бы еще
назвать?
- Настю Волочкову. Она недавно
одна собрала Большой концертный зал
"Октябрьский"! Настя большой молодец. Ульяну
Лопаткину не могу не назвать. Многих хотелось бы -
не обидеть бы кого?!
- Напомню ваш афоризм: "Техника без души -
это ничто!"
- Безусловно! Одна моя ученица - не
буду называть фамилию, танцовщица из тех, что на
хорошем счету, - танцует прекрасно, но это
(Наталия Михайловна прикладывает руку к груди) у
нее молчит. Нет души! Если человек родился без
души, обрести ее не так-то просто.
- Есть ли в вашей жизни вещи, которые вас
совершенно не интересуют?
- Я никогда не интересовалась
политикой!
- Наталия Михайловна, как по-вашему, балет
воспринимается по телевизору, нужно ли его
показывать?
- Обязательно нужно. Не у всех
поклонников балета есть возможность попасть в
театр. Конечно, важно, как снято. Но и трансляции
смотреть интересно. Если, конечно, хорошо
танцуют...
Беседовал Владимир ЖЕЛТОВ